Что такое IRC, и как с ней бороться.
Пособие для начинающих с картинками и примерами.





Господа! В качестве вступления позвольте мне сделать пару замечаний. Во-первых, пособие сие написано вопиющим непрофессионалом, имеющим небольшой опыт общения с IRC, для таких же, как и он сам новичков (ака чайников, лопухов, ламеров,....), подобного опыта не имевших. Просьба людей умных и знаюших больно ногами не бить, а мягко и вдумчиво указать на допущенные ошибки.

Во-вторых, автор этого пособия на работе и в мирных целях пользуется исключительно системой UNIX, и поэтому описание IRC будет даваться для UNIX-версии программы с соответствующими текстовыми командами. Однако, автор, хоть и плохо знакомый с ДОСовкой версией IRC, называемой mIRC, подозревает, что все действия, совершаемые в оной версии, аналогичны действиям под UNIXом, и достигаются теми же текстовыми командами, либо щелканием мышкой по иконкам/кнопочкам/менюшкам и т.п. Словом, зная, как работает UNIX-IRC, в ДОСовской версии разобраться несложно.

Ежели все сказанное вас отпугивает, предлагаю почитать информацию об IRC, написанную более толковыми людьми (хотя и по-английски :) вот здесь. A здесь лежит куча полезных IRC-линков.

А мы приступаем. В весьма упрошенной и корявой формулировке, IRC ("Internet Relay Chat", англ.) -- это программа, позволяющая создавать в "Интернете" многопользовательские каналы и вести на оных беседы. То бишь, ежели несколько персон к таковому каналу подключились, то все, чего один из них напечатает, у других и у него самого на экран полезет.


Как болтать на IRC

"Для центрифугирования, коллеги, нужна центрифуга".
Из лекции.

А для беседы на IRC, нужна программа IRC. :-) Точнее говоря, IRC-клиент, но об этом
попозже. Вы ее запускаете, и если все прошло успешно, то машина вам об этом и сообщает. Теперь все, что вы печатаете, будет воспринято либо как пустой треп, либо как IRC-команда.

При входе в IRC, вы получаете некое имя, или, на IRC-шном жаргоне, nick. Nicks могут быть самыми разными, и при желании nick можно поменять командой
/nick new-nick
например,
/nick vasya

Для выхода на IRC-каналы нужно сначала залезть на IRC-сервер, связывающий вас со всем IRCшным миром. О серверах мы поговорим попозже. Зачастую программа сразу после запуска связывается с каким-нибудь сервером по умолчанию, и вам вообше не нужно об этом заботиться. Но если нужно, то IRC вам об этом сообщит, и вы сможете зайти на какой-нибудь сервер командой
/server имя-сервера
Например,
/server irc.phoenix.net
подключает нас к серверу irc.phoenix.net.

Зашли на сервер -- пора подключаться к каналу. Ето осушествляется командой
/join #имя-канала
например,
/join #znatoki
Обратите внимание -- все имена каналов на IRC начинаются с диеза (#), a все IRC-шные команды -- со слаша (/)!

При входе на канал, вам дается список присутствуюших там людей. Или сушеств :) (судя по никам) Но о том, кто есть на канале, можно спросить и не входя туда, командой
/who #имя-канала
например,
/who #znatoki
Если кто-нибудь там есть, вы увидите список присутствующих.

Обратите внимание -- все имена каналов на IRC начинаются с диеза (), а все IRC-шные команды -- со слаша (/)! При входе на канал, вам дается список присутствуюших там людей. Или сушеств :) (судя по никам) Но о том, кто есть на канале, можно спросить и не входя туда, командой /who # имя-канала например, /who #znatoki Если кто-нибудь там есть, вы увидите список присутствующих. Еше раз: команды начинаются со слаша. А все, что со слаша не начинается, интерпретируется, как ваши слова. Напечатав строчку слов и нажав , вы ее отправляете "в ефир" -- она появляется на экране у всех, кто подключен к вашему текущему каналу. Включая вас. Перед строчкой стоит ник того, кто это "сказал". Аналогично, все, что напечатали и послали другие клиенты канала, появляется на вашем экране. Если идет активная болтовня, следить за мыслью собеседника довольно затруднительно! :-)) Хорошим тоном на IRC считается предварять свои высказывания никами тех, к кому они адресованы:
<vasya> Petya: Pruvet, davno ne videlis'!
<vasya> Masha: Ya tebya lyublyu! :-)))))))
<vasya> Misha: Sam ty durak!

Говоря на IRC, не обязательно орать на весь канал. Если хочется сказать чего-нибудь шепотом, посылается "записочка" (message) командой
/msg ник-адресат техт-записки
например,
/msg petya Ty moyu Mashu ne obizhaj!

Когда вам не хватает слов, можно выразить свои чувства действием. Соответствуюшая команда называется "/mе".
/me действие
например,
/me krasneet do ushej
и все видят, что
* petya krasneet do ushej

Если вам хочется узнать побольше о каком-то нике, а спрашивать боязно :) , дайте команду
/whois странный ник
например,
/whois petya
И машина вам немножко об Пете расскажет (самую малость :) .

А какие вообoе есть каналы на IRC? Узнать об этом можно командой
/list
и лист каналов она-то и выдает. Но будьте осторожны! их безумно много, и если подасть ету команду просто так, то из IRC можно смело выходить - до утра не закончит! У команды /лист есть облегчаюшие жизнь расширения, позволяюшие ограничить поиск. Об етом написано в хелпе, который вызывается командой
/help чего-угодно
Подайте для пробы команду
/help list
:-))

Вообше, если чего в моем пособии не найдете -- смотрите в HELP, там есть все :-)

Теперь, почему каналов много? Да потому, что подав команду
/join #nesushestvuyushij-kanal
вы СОЗДАЕТЕ этот канал, и становитесь единственным его юзером. А также юзерами становятся все, кто пришел туда вслед за вами. Если необходима приватная беседа, участники IRC создают свой собственныи канал, где и говорят в свое удовольствие.

Ну, а уходят с каналов командой
/leave #имя-канала

а вообше из IRC командами
/quit
/bye
/exit


Таковы основные (и самые простые :) команды IRC. Вот как может выглядеть их практическое применение в "эфире":

Команда Что видно на экране Комментарий
(...в UNIXE...)
irc

*** Use /SERVER to connect to a server

Входим в IRC.
(...v IRC...)
/server irc.phoenix.net

*** Connecting to port 6667 of server irc.phoenix.net
*** Welcome to the Internet Relay Network basil
*** Your host is irc.phoenix.net, running version 2.8.21+CSr25
*** This server was created Tue Sep 24 1996 at 17: 16:26 CDT

[... и еше до фига всякой информации ...]


Подключаемся к серверу.
/nick vasya *** basil is now known as vasya Переименовываемся из Базила в Васю.
/who #russian #russian RAVEN H ~llinduor@eagle.liunet.edu (7 IND_STU_LINDUOR)
#russian Anton H anton@nscs54p5.remote.umass.edu (7 Anton Manuilov)
#russian gerasha H muravey@lax-ca10-24.ix.netcom.com (7 murashik)
#russian keen G keen@slipt.srcc.msu.su (5 Constantine Vetlov (2:5020/113.15@fidonet))
#russian Bacbka H vaska@spg-as48s44.erols.com (4 Paul)
#russian ursulla H user@Cust33.Max45.Philadelphia.PA.MS.UU.NET (8 ursulla)
#russian Giv H gokh@noga.technion.ac.il (3 Alone in the dark...)
#russian Dimon H dbrovarn@acc5.its.brooklyn.cuny.edu (4 Dmitri Brovarnik)
#russian pyx H mike@heshvan.cs.biu.ac.il (8 BUHU-nyx)
#russian dmike H ~dmike@www4.huji.ac.il (10 wwwmail)
#russian IcE-T G bgyman1@irv-ca16-03.ix.netcom.com (6 .)
#russian VOLAND H evsoft@dialup-17.pm1.nyc.akula.com (3 CBR_PUNK)
#russian Ariq H@ Ariq@192.116.79.203 (9 Ariel Q)
#russian Tigrusha H@ raf@Extern1.ComTekNet.Com (8 Tanya Gankina)
#russian emsi G@ andy@netclub-gw.garnet.ru (3 emsi*HAMMER)
#russian cruster H rosti@pico.seas.ucla.edu (7 VINCENT VEGA)
Интересуемся, кто присутствует в данный момент на популярном канале.
/whois ursulla *** ursulla is ~l@Cust56.Max12.Philadelphia.PA.MS.UU.NET (ursulla)
*** on channels: @#russian
*** on irc via server eff.org (Electronic Frontier Foundation, San Francisco, CA,)
Xм, a кто такая Ursulla?..
/join #russian *** vasya (basil@ux5.cso.uiuc.edu) has joined channel #russian
*** Topic for #russian: DJI9 KO|~O }I{OnA, A DJI9 KO|~O ABTOnOPTPET :)
*** Users on #russian: vasya MuR RAVEN Anton gerasha keen dis
Bacbka ursulla Giv Dimon XiNu pyx @Arhip dmike @tMH IcE-T
RIGA VOLAND @antiOn @TCB @Ariq @Tigrusha @FLT rt
@Grandma Tolik Skorpion @SergS_ @klm @emsi cruster
@|S1y| @S1y`s @Freezer @SVC @Ratinov @MOHAX @Romik- @janya
Заходим на канал. Во народу, a? :-)

Помеченные @-ми - это операторы.

"Topic" -- нечто вроде лозунга на данный момент. Topic могут менять операторы, но иногда и простые смертные.
Dobryj vecher!

> Dobryj vecher!
ili
<vasya> Dobryj vecher!
Вежливо здороваемся...

Это видите Вы.

А это -- остальные люди на канале.
/msg ursulla Privet, a ty kto? ya tebya ran'she ne vstrechal :) -> *ursulla* Privet, a ty kto? ya tebya ran'she ne vstrechal :) ...и начинаем перешептываться с дамой (?).
/me xitro podmigivaet * vasya xitro podmigivaet Пример команды /mе
/leave #russian *** vasya has left channel #russian Пора и честь знать.
/quit ux8[6]> Все, приплыли! UNIX промпт! :-)



Что такое IRC-сервер

Как же видят друг друга IRC-пользователи, вышедшие в эфир со всех концов света? Как я уже говорил, программа, которой пользуется простой IRC-юзер, называется IRC-клиент. Она обменивается данными с другой программой, называемой IRC-сервер, которая бегает на машине-сервере. Сервера видят друг друга и непрерывно обмениваются информацией (какой юзер на какой канал пошел, кто что сказал, и т.п.).

Разумеется, сервера видят друг друга только если соединены непосредственно или через цепочку других серверов. Так возникают IRC-сети. Разумеется, чтобы встретиться с большим числом людей, имеет смысл ходить на большие сети. Две самых известных -- "EFnet" и
"Undernet". Кликнув мышкой сюда, вы найдете список Undernet-серверов.

"EFnet" был самой большой сетью, однако с ним дело обстоит сложнее, т.к. он недавно раскололся на "Euronet" и собственно "EFnet". Однако списки серверов по етим двум сетям есть (кликайте выше), хоть и не постоянные, т.к. у них там сейчас все утрясается и перетрясается. Списки публикуются дважды в месяц в ньюсгруппе alt.irc, да и вообще рекоммендую эту ньюсгруппу, ежели хочется знакомства с IRC, информации о других IRC-сетях, и пр.

На самый крайний случай, "пожарные" списки серверов "EFnet" и "Euronet" по состоянию на 01.10.96 лежат здесь и здесь. Однако боюсь, что в случае "крайнего" случая все развалится до такой степени, что эти списки не понадобятся. :-))

В IRC-сетях, растянутых по всей Земле, неминуемы сбои. Что очень часто на IRC и происходит. Бывают сплиты, когда несколько серверов не видят друг друга, и целые IRC-каналы разваливаются: половина людей на один сервер, половина -- на другой. Внешне это выглядит, как будто куча народа внезапно дружно свалила с канала, а потом, когда сплит прошел, так же дружно вернулась. Бывают лаги, т.е. задержки в передаче информации, когда ответа собеседника можно ждать в течении нескольких минут, а то и десятков минут. Ужааасно неприятно! Вообразите: идет игра, 3 минуты на вопрос, крупье кричит: "Обсуждение закончено!" а кто-то в это время только-только начал выдавать на-гора свои мысли.

Именно поэтому сколько-нибудь серьезные вещи на IRC, в том числе и игры "Что? Где? Когда?", лучше всего проводить на одном сервере. Т.е. все игроки, крупье, болельшики заходят в IRC с одного и того же сервера. Это позволяет защититься от сплита и, съэкономив время на передаче информации через цепочки серверов, свести лаг к задержке на пути информации от вашей машины к IRC-серверу и обратно. Такой лаг, впрочем, тоже может быть существенен, и выбор подходящего сервера, который бы задерживал всех по минимуму и примерно одинаково, занимает, увы, немалую долю времени перед игрой. :-(( Воистину, нет жизни без хорошей связи! Из-за плохой связи бывают просто вылеты из IRC или подвисания программы. В последнем случае "мертвая копия" висит на канале, и если нет возможности/времени эту копию убить, то владельцу ничего не остается, кроме как зайти в IRC снова, из другого окошка, и взять другой ник (ники двух людей на IRC не могут совпадать). Впрочем, новый ник может не сильно отличаться от старого, например, "вася_" или "вася1" вместо "вася.

Наложение ников может также произойти при переключении между серверами, из-за разных глупых задержек в обмене информацией. В этом случае надо просто взять новый ник, подождать, пока "застрявшая" копия умрет, и переименоваться обратно (см. IRC-help). А подключаются/переключаются на сервера, как уже было сказано выше, командой
/server имя-сервера

Можно указать также номер порта сервера:
/server имя-сервера номер-порта

Классический номер порта 6667 (по умолчанию), однако многие сервера предоставляют, для скорости, и другие порты. Так что, чтобы не висеть всем миром на одном порту, имеет прямой смысл этими дополнительными номерами пользоваться.

Если по каким-либо причинам сервер не желает вас принимать, вы не остаетесь на том сервере, на котором были, а вас выбрасывает "в межзвездное пространство". Не пугайтесь, ничего страшного не произошло, просто подайте команду "/server" еше раз, чтобы вернуться либо на прежний, либо на какой-нибудь более гостеприимный сервер. Неприятие людей серверами происходит сплошь и рядом, и причин тому может быть множество: скажем, сервер создан для частных целей, или он допускает только людей с определенной части IRC-сети. Или когда-то, в незапамятные времена, либо вы, либо кто-то с вашей же машины (или из вашего домайна) нахулиганил на этом сервере, и хозяева сервера закрыли вам доступ на этот канал, поставив ограничение на вход -- бан.


Ограничения на IRC-каналах.

"Их в IRC есть". Когда есть свобода слова, так всегда же кому-то хочется ее ограничить :-) . Существуют различные способы ограничения доступа на канал и затыкания рта на канале. Тот, кто первый зашел на канал, является его хозяином - оператором (на жаргоне, опом). Он может делиться властью и делать операторами других участников канала. Операторы могут вышвыривать неугодных или хулиганов вон с канала командой
/kick nick-to-kick
а могут и вообше закрыть доступ на канал (т.н. "забанить"). Иногда вышвыривание с канала становится необходимостью, например, если какой-то хулиган забивает эфир большим количеством бессмысленного текста, не давая нормально беседовать. Никогда нельзя сказать заранее, но, как правило, достойное поведение и уважение к собеседникам на IRC, особенно операторам :-) , позволят вам избежать киков и банов. Если вы сами получили опа, то имейте в виду: по вылете с канала статус опа теряется! :-)

Режимы доступа и диалога на каналах определяются операторами. Каналы могут быть " invite-only" (куда вход открыт только специально приглашенным, для чего есть специальная IRC-команда), просто закрытыми, секретными и т.д. Каналы могут быть "moderated", т.е. право слова на них предоставлено только операторам. Как раз такой режим и поддерживается на канале #znatoki.

Разумеется, главными "небожителями" являются операторы серверов, т.е. их хозяева, следяшие за порядком на своих IRC-линиях. Гнев таких людей страшен, и если вы, не дай Бог, их рассердили -- пиши пропало, придется поискать себе новый сервер. Не знаю, сушествует ли такая штука, как общесетевой бан. Не уверен, но кто его знает?


Организация игр на #znatoki

Да, так вот не пора ли закончить тем, с чего следовало бы начать? :-) Как же играют на IRC в
"Что? Где? Когда?" ?

Игры проходят на канале #znatoki.
Этот канал организуется на hal.plmsc.psu.edu raman.plmsc.psu.edu smile.nsu.ru (сервер оговаривается перед игрой!)
Все знатоки и крупье заходят с выбранного сервера. Для зрителей это, в принципе, необязательно, но им же самим лучше будет :-)
Крупье и капитаны команд имеют стандартные ники: KRUPJE и KAPN.
На канале устанавливается режим "moderated" -- право голоса имеют только операторы: крупье и знатоки. Знатоки, признанные лучшими на какой-либо из игр, имеют почетное право опа на IRC- играх "Что? Где? Когда?". Исключение составляет анекдотная пауза, когда слово дается всем.
(Маленькая хитрость в скобках: зрители могут высказывать свое мнение о происходящих событиях,.. меняя ники. "/nick molodcy" ili "/nick na_mylo" :-) ) Скажем, "/nick molodcy" или "/nick na_mylo" :-) )
По самой природе IRC, присутствующие на канале знатоки могут вести "тайные переговоры". Иногда это необходимо, к примеру, если крупье хочет проконсультироваться с автором вопроса, присутствующим среди болельшиков, или кто-то из знатоков вылетел/вернулся и просит у капитана статус опа. Но сама игра практически незащищена от подсказки. Поэтому, господа,

ИГРА ДЕРЖИТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА НАШЕЙ ЧЕСТНОСТИ !!

Как бы вам ни хотелось нарушить правила, послав подсказку, убедительно прошу от этого воздержаться. Не портите удовольствие от игры себе и другим! Сделавший подсказку во время игры немедленно исключается из клуба без права возвращения!
Из-за того, что играем не "на слух" и коммуникабельность понижена, на обсуждение вопроса дается 3 минуты.
Отсчет времени ведется крупье (в зависимости от обстоятельств, по своим часам, или с помощью IRC-тимера). После команды "стоп" обсуждение заканчивается и капитан команды назначает отвечаюшего.
Закончив отвечать на вопрос, знаток должен сказать ключевое слово "ВСЕ". Ето необходимо, т.к. зачастую трудно понять, то ли человек закончил ответ, то ли хочет сказать еше что-то и просто печатает следуюшее предложение.
Счет игры отражается в topic канала знатоки, и устанавливается крупье или одним из игроков.
Если кто-то из знатоков по техническим причинам вылетает с канала/из IRC, то обсуждение не прерывается, а игрок должен спокойно зайти назад (возможно, под другим ником -- см. выше) и попросить статус опа у капитана через /msg. Однако вылетевшего крупье приходится подождать :-) . Зрителям рекоммендуется та же линия поведения: спокойствие и без паники. :-)

Вот и все. Теперь, если есть вопросы, можете их задать или обругать меня за то, что пудрил вам мозги в течение получаса. :-)


Другие источники информации об IRC:



Aлександр Балаев, Copyright 1996


Последнее изменение Николай Пятаев, 3.01.1999